Карта
План похода

Тверца 2004

Маршрут: от ст. Осеченка до г. Торжок
  Время: с 6-го по 10-е июля 2004 года


Экипажи и лодки:
  "NoName1" - Таймень-2 (8 походов-нулевок)
    Экипаж:
      Антон - господин герр Капитан (интересно, никто не обидится :-) ? конечно обидится, да еще и побьет)
      Галя - Главный Матрос (Разумеется "самый")

  "NoName2" - Таймень-2 (3 похода-нулевки)
    Экипаж:
      Коля - Второй Капитан (DoubleCap)
      Леонид - Старший Матрос (тоже разумеется не последний)


Чистое ходовое время (очень краткое описание):

   00:00 - деревня Осеченка
   02:00 - стоянка [уже прошли р. Любинку, но не знаем как давно :-)))]
   03:00 - ЛЭП
   03:15 - д. Колокольня
   03:20 - д. Иевцево (воды нет, а молоко - "колхозное")
   03:40 - д. Локтево (стоит на высоком берегу, дома громадные по сравнению с Иевцево)
   03:55 - ЛЭП
   04:15 - д. Бабье (на левом берегу в крайнем доме есть молоко, на правом - под мостом обещали колодец)
   04:45 - местная ЛЭП (перед Выдропужском)
   ??:?? - Выдропужск
   05:45 - стоянка (напротив поляны [поляна на правом берегу, а мы на левом!!!])
   06:00 - р. Михаленка
   ??:?? - р. Шегра
   06:25 - р. Осуга
   06:30 - мост в п. Тверецкий
   08:05 - остров перед д. Телицыно
   08:25 - д. Телицыно - д. Боровое
   09:40 - д. Худяково
   10:10 - стоянка
   10:30 - р. у д. Крюково
   10:45 - д. Прутня и д. Прутенка (быстринка, а обещали порог)
   11:35 - г. Торжок (съем перед первым мостом - Марсовский мост)


Просто краткое описание

Часть I. Почему Тверца?

  Подготовка к "сезону" началась где-то в середине мая. На первых порах была идея пойти на Березайку и Мсту, но, будучи напуган рассказами знакомых, ходивших туда в мае, и помня о неопытности экипажей (я уже не говорю об отсутствии хотя бы элементарных юбок на байдах), самый опытный и неотразимый герр Капитан (!! :-) !!) принял решение не гробить такие любимые байды и таких неопытных людей и подобрать что-нибудь попроще.
  Среди альтернативных вариантов рассматривались три маршрута: во-первых, от Вышнего Волочка по водохранилищу и все по той же Мсте до станции Мста или до порогов, со съемом до них; во-вторых, по Волге от Селижарово до Ржева (остаток не пройденного маршрута в июле 2002 года); и в-третьих - Тверца.
  В результате длительных размышлений был выбран маршрут с максимально удобной доставкой лодок к воде (ну, люди, конечно, как-нибудь сами...) и последующей доставкой их до дома, т.е. Тверца.


Часть II. Подготовка.

  Почти все неудачные экспедиции в истории человечества оказались неудачными не столько из-за роковых стечений обстоятельств, сколько из-за плохой подготовки. Руководствуясь этим, пусть и не бесспорным, утверждением, герр Капитан в который раз проверил комплектность байдарок, закупил новый ремнабор и составил такие длинные списки вещей и продуктов, что остальные участники "экспедиции" не преминули ужаснуться тяжести получившихся рюкзаков. Эта "чрезмерная" (по мнению некоторых участников) подготовка и в самом деле оказалась излишней, что явилось предметом неоднократной критики в адрес господина герр Капитана в ходе экспедиции.


Часть III. В пути.

День первый. Вторник 06-07-2004 (Осеченка. Где же эта Любинка?).

  О, ужас!!! О, ужас - этот подъем в половине шестого! К сожалению, Октябрьская железная дорога работает также как и десять лет назад, т.е. электрички по ней гарантировано ездят только до девяти утра и после пяти вечера - в остальное время у нас ремонт.
  Чтобы успеть в этот же день пройти хотя бы несколько метров по воде, выезжать и Клина пришлось на электричке в 7.52. Как это ни странно (кто знает - понимает :)), но благодаря быстрой доставке мы все-таки успели. И пусть говорят, что начинать маршрут с доставки лодок на вокзал на машине не спортивно, зато очень удобно!
  К девяти (с небольшим) часам, мы уже были в Твери. И могли бы даже успеть на электричку 9.55 до Бологое, но поскольку станция Осеченка представлялась непонятным и неизведанным объектом (есть магазин, нет магазина, что есть в магазине, если он есть?), было решено, несмотря на и так неподъемные рюкзаки, закупиться "пятилитровой водой" все-таки в Твери.
  Даже в Твери за водой пришлось побегать, но мы все равно с запасом успели на электричку 10.55 до Вышнего Волочка (удивительное дело - ее не отменили). Таким образом, в 12.30 мы спустились на низкую платформу ст. Осеченка. Очень маленькая станция - два дома, три сарая, но сама деревня весьма ничего - тянется на целый килОметр (магазина мы не видели), что как мы сумели почувствовать на собственных плечах значительно больше обычного для городского уха киломЕтра. Итак, сошли с поезда мы на одном краю деревни, а река протекает на противоположном (западном) ее краю. Дорога там одна, так что, несмотря на нанятого нами за две сигареты местного деда, мы все равно вряд ли заблудились бы.
  Тихо чопая, с двумя малыми и одним большим привалом дочопали мы до воды. Спуск на воду наиболее удобен у места впадения реки Осеченки в Тверцу. Тверца в этом месте делает весьма замысловатый поворот - сразу и не поймешь откуда она течет. Через Осеченку перекинут, создающий впечатление старинного, полусгнивший деревянный мост. Не ржавый еще "кирпич" запрещает проезд-проход-перемещение по данному мосту, тем не менее, на наших глазах по этому мосту проехал принадлежащий местному жителю "Golf", и мы тоже храбро следуем за ним.
Господин Герр Капитан собирает 'NoName1' Господин Второй Капитан распаковывает 'NoName2' Госпожа Главный Матрос готовит экспедиции сухпаек   Здесь нужно сказать, что две, а может и три, недели до нашего появления в Осеченке лил дождь, и вообще погода стояла совсем не летняя. Решились же мы на наше мероприятие, только будучи обнадежены интернет-прогнозом от http://www.hmn.ru куда Господин Герр Капитан залазил с замиранием сердца по несколько раз на дню. Как нам и обещал этот сайт - во вторник, т.е. в первый день нас ждала весьма дождливая погода, что и не замедлило подтвердиться. Лодки собирали в перерывах между кратковременными не очень сильными дождями.
  Несмотря на непогоду уже в 16.00 вещи были упакованы в гермомешки, а мы (с вещами конечно) были упакованы в байдарки и спущены на воду заботливым Вторым Капитаном. Господин герр Капитан первым делом взялся за карту, которая тут же упала в воду и начала расплываться черно-серыми пятнами. К счастью карту удалось почти мгновенно выловить, и расплылась она не вся. К величайшему удивлению Госпожи Главный Матрос, достопочтенный Господин герр Капитан украдкой бросал весла и принимался изучать зигзаги речки, нарисованные на чудом спасенной карте, переложив столь ответственное и тяжелое занятие на хрупкие плечи вышеуказанной Госпожи
Экипаж 'NoName2' дорвался до весел Экипаж 'NoName2'. Еще не проголодались :)   Первым реперным пунктом на нашем маршруте должна была стать река Любинка, впадающая слева. Первый раз Любинка появилась через полчаса гребли, второй раз еще минут через пятнадцать, потом она еще несколько раз появлялась, прежде чем герр Капитан признал, что он не знает, где он плывет находится, куда завел команду и в целях точного установления местанахождения экспедиции следует грести до второго реперного пункта - ЛЭП. Демократичный экипаж "NoName2", подогретый воспоминаниями о заботливо упакованной в гермомешок с продуктами бутылки с огненной водой, взбунтовался и начал кричать: "...к берегу к берегу ... долой Сильвера... и черную метку ему...". Господин Герр капитан. Тоже дорвался!!! Герр капитан был вынужден подчинит ь ся и согласит ь ся на стоянку в первом же удобном месте.
  Здесь надо сказать, что на маршруте очень много удобных мест для стоянок. Несколько настораживает, что почти все места - это обжитые стоянки с кострищами, вытоптанными полянками и подходом к реке. В общем, обычные стоянки рыбарей.
Охотники на привале - наша первая стоянка. Господин Второй Капитан точит... что-то точит на рыбу.   На одной из таких стоянок мы и остановились. Кострище в 15 метрах от воды, на не очень высоком берегу в еловом лесу место для палаток, комары есть, но немного. В целом - очень хорошее место. Единственное неудобство - лодки пришлось оставить у воды, несколько в стороне от палаток, там же умываться и мыть посуду.
  По результатам первого дня всего два вопроса волновали господина герр Капитана: почему в реке, в верховьях которой, судя по описанию, глубина колеблется от 20 см до отрицательной, он [герр Капитан] не может достать до дна, даже утопив весло до середины и наконец, куда все-таки подевалась эта река Любинка и эта ЛЭП?
  Темнело поздно, но спать легли рано - уже в 22.30. Экипаж "NoName2" на треть уменьшил запас огненной воды экспедиции, и недолго посидев на берегу, тоже лег спать.

День второй. Вторник 07-07-2004 (Бабье и Выдропужск).

  Мы наконец-то отоспались. Подъем (во всяком случае, для герр Капитана) состоялся в 10.30. Герр Капитан, никогда бы не мог даже предположить, что ему придется делать ЗАВТРАК (!!! кто знает, тот поймет :) ), и разводить утренний костер! Тем не менее - это случилось! Команда оказалась настолько голодной и неопытной, что еще до начала приготовления завтрака (вкуснейшая гречка с тушенкой) многие стали просить себе добавки, которую тут же и получили. Долго еще эти многие сидели и страдальчески смотрели на не желающие уменьшаться горы гречки в их мисках... Это утреннее переедание вывело из строя почти половину команды на целых три часа сборов.
Господин Герр Капитан и Господин Старший Матрос складывают палатку.   В первое утро на реке, при сборах, ставилась задача упаковать вещи в соответствии с их функциональным назначением, чтобы не полностью распаковывать мешки на будущих стоянках. Сборы заняли три с половиной часа, вместе с завтраком. Кстати, тут нельзя не вспомнить, что в процессе нашего приема пищи мы наблюдали любопытнейшую картину - мимо нас промчалась толпа юных байдарузистов-спортсменов, закутанных в спасжилеты и прочие ярко-оранжевые штуки. Экипаж 'NoName1' - на реке!!!Число байдарузистов не возможно было определить - имя им Легион, поскольку уже количество лодок приближалось к цифре пять, и среди них все чаще попадались трехместные.
  В 14.00 мы наконец-то отошли от берега. Все четверо впередсмотрящих, с надеждой глядели на юг - не появится ли за очередным поворотом, потерянная вчера ЛЭП (счет Любинкам мы уже потеряли). Терпенье было вознаграждено - ровно в 15.00 по Москве нос "NoName2" пересек невидимую черту под ЛЭП, и мы снова знаем, где мы находимся! Еще через 15 минут мы проходим устье реки Хохоленка в деревне Колокольня - с берега подтверждают наши предположения о том, что деревня богатая - кричат, что у них и коровы есть, и козы есть, и молоко есть... Экипаж 'NoName1'. Деревня Колокольня Гребущий экипаж 'NoName1'. Деревня Колокольня
  Деревни начинают "сыпаться" одна за другой.
  15.30 - деревня Иевцево - ряд одноэтажных деревянных домов на высоком правом берегу, за деревней в низине пасется большое стадо коров. "Зондер команда" (экипаж "NoName2") входе 15-минутной вылазки устанавливает, что в деревне воды нет ("сами из ручья пьем...") и молока нет ("коровы - колхозные, а нам молоко из магазина привозят..."). Идем дальше.
  16.05 - деревня Локтево - на высоченном левом берегу (даже к берегу подойти толком негде) стоят огромные трехэтажные домины под триста квадратов, наверное. Здесь точно есть и вода, и молоко, и все свое. Но уж больно домины огромные... идем дальше.
  16.20 - проходим еще одну ЛЭП перед деревней Бабье.
  16.40 - деревня Бабье - обычная русская деревня с деревянными домиками за деревянными заборчиками, с машинaми экзотических марок (ЕрАЗ, ЗАЗ, Москвич-406) во дворе и полуразрушенным храмом 18-го века - раскинулась по обоим берегам Тверцы. В средней части деревни, реку пересекает большой мост. Метров за 100 до моста река разбивается как бы нa два рукава (здесь даже при высокой воде видны остатки старого моста), причем, "правый рукав" по всей видимости просто заводь образовавшаяся в результате необычно высокого уровня воды. Наша "зондер команда", возглавляемая Вторым Капитаном, уже официально назначенным к этому времени "главным специалистом по связям с общественностью и пропоганде", буквально за 20 минут добывает полуторалитровую бутылку парного молока (в крайнем доме по левому берегу у поселян своя корова) и узнает, что колодец находится на противоположной (правой) стороне реки "где-то в районе моста". От того места, где мы стояли, "в районе моста" просматривалось только одно сооружение - бункерного вида бетонная бочка более всего напоминающая часть очистной системы. Добычу чистой воды решено было отложить до Выдропужска. Пока мы занимаемся провиантом и перекусываем мимо нас, на полном ходу проходит еще одна группа - одна "Таймень-2" с двумя рыбаками на борту.
Экипаж 'NoName1'. Храм в деревне Бабье. Экипаж 'NoName1'. Мост в деревне Бабье.   В 17.05, после небольшого перекуса, мы наконец "отдаем носовой и кормовой", и покидаем гостепреимную гавань деревни Бабье.
  Спокойно проходим быстринку у "старого моста" (вода видимо все-таки очень высокая), по инерции проносимся под "новым" мостом, из-за которого гордо (не смотря на свое состояние) выплывает, стоящий на мысу почти у самой воды, то ли недорушенный, то ли недореставрированный храм... Но вот, проходит совсем немного Экипаж 'NoName1'. Госпожа Главный Матрос не дает спать Господину Герр Капитану. Демократия!!! времени, и за очередным поворотом скрывается и Бабье и ее хрaм.
  До Выдропужска, судя по карте, около 8 километров. Надо поспешать, потому что последнее из наших описаний (2002 год) не обещает стоянок в районе Выдропужска.
  В 17.30 проходим под местной ЛЭП, а еще через несколько минут из-за поворота появляется Выдропужск со своими тремя мостами.
Экипаж 'NoName2'. Выдропужск и три его моста Госпожа Главный Матрос и выдропужские мосты.   Команда "Noname2" радостно кричит: "Пиво! Пыво! Урa!" - начинаем искать, где бы высадиться на берег. Добродушные поселяне, в ответ на "скажитегдемагазинувас", кричат, что "магазин-бочка" находится сразу у первого моста на их (поселян) стороне (на правом берегу).
  Пока мы думаем, где пристать к берегу - река проносит нас под первым (местным) мостом и чуть было не проносит под вторым (шоссе Москва-Питер). Мы сходим на берег в небольшой заводи перед шоссейным - самым высоким - мостом.
  Руководствуясь указаниями местной бабульки, тут же на берегу убирающей сено, господин герр Капитан и господин Старший Матрос береговыми тропами вернулись к первому мосту, нашли "магазин-бочку" и обеспечили экспедицию всем необходимым: и пивом, и минералкой, и фруктами, и даже мороженым!
  Кстати, магазин называется "бочкой", потому как на самом деле представляет собой сваренный из двух автоцистерн ларек. Все остальные магазины в "городе" или находятся сильно дальше, или закрываются в 17-00.
  Однако вернемся к нашему повествованию. В то время пока господин герр Капитан и господин Старший Матрос героически добывали так необходимый нам провиант, господин Второй Капитан тоже не терял времени даром. Наш уважаемый DoubleCap провел короткую пресс-конференцию с местным населением и раздобыл колодезной воды в наши опустевшие бадейки, ясное дело, тоже не без героизма! Особый же героизм проявила госпожа Главный Матрос оставаясь все это время на страже нашего бесценного груза и кораблей!
  Уф-ф, вроде никого не забыл! :-)
Господин Герр Капитан и команда 'NoName2' в лесах ниже Выдропужска   В общем, пробыли мы в замечательном городе Выдропужске около часа времени, по истечении которого наши героические (но не от слова "героин") экипажи вновь отправились вниз по реке, влекомые ее вечным, неизбежным течением.
Команда 'NoName2' в лесах после Выдропужска. Все еще бодры и веселы!   Наше описание ничуть нас не обмануло - после Выдропужска стоянок действительно нет. Сосновый бор по левому берегу, начинающийся сразу за Выдропужском, очень основательно кем-то освоен, толи под дом отдыха толи просто под ДОМ. После соснового бора по берегам начинается какой-то кустарник, и начинает казаться, что приличных мест для стоянок не будет до самого Тверецкого. Где-то, через полчаса гребли, заросли на правом берегу внезапно заканчиваются и взгляду открывается дикий луг по пояс, заросший какими-то полевыми травами и цветами. Сразу за лугом река делает очередной вилюй лево-право - здесь на левом берегу, мы и нашли замечательное место для стоянки.
  Сойдя на берег, герр Капитан зафиксировал время, было 19.40 по Москве :-).
  На ужин весь личный состав с удовольствием кушал очень вкусный рис с тушенкой, a у господина герр Капитана начало зарождаться беспокойство, связанное с весьма медленной скоростью уничтожения сгущенки личным составом экспедиции.

День третий. Вторник 08-07-2004 (п. Тверецкий). КРИЗИС ТРЕТЬЕГО ДНЯ!!!

  За вчерашний день мы отмахали почти две нормы. Домой, раньше намеченного срока, никому не хотелось, и необходимость организации дневки становилась все очевиднее. Тем не менее, за сегодняшний день было решено пройти как можно дальше, почти до самого Торжка, с тем чтобы, во-первых, назавтра устроить полную дневку, а во-вторых, подстраховаться на счет такой переменчивой погоды.Господин Герр Капитан чистит зубы прямо на 'мостике'
  Наши утренние сборы, вместе с завтраком, опять заняли около трех часов. Никто не мешал нам этим утром. И "спортсмены", и "рыболовы" обогнали нас еще вчера и умчались, по-видимому, далеко вперед. На завтрак мы опять ели вкусную гречку с тушенкой и опять почти не притронулись к запасам сгущенного молока.
  Согласно журналу от берега мы отошли в 13 часов 15 минут по Москве. Господин герр Капитан обленился настолько, что даже элементарную зубную щетку соизволил взять в руки только на реке.
  Гребем очень лениво. Можно сказать, не гребем вовсе. Течение делает за нас всю работу. Где-то, через полчаса, такого ленивого сплава с левой стороны открывается большой луг - даже больше чем тот (на правом берегу) напротив которого мы стояли. С дальней, по ходу движения, стороны луг ограничен небольшой речушкой - рекой Михаленка.
  Снова, лениво движемся дальше. Где-то здесь через еловые заросли на правом берегу в Тверцу, согласно нашей карте, должна впадать река Шегра. Но толи Тверца так разлилась что за высокой травой не видно впадающих рек, толи карта наша врала, но никакой Шегры мы не видели.
  Зато мы видели Осугу! Это конечно что-то! В месте впадения, Тверца (после очередных блужданий и поворотов) течет с запада на восток, а Осуга, наоборот, с востока на запад. И вот здесь, совсем рядом с поселком Тверецкий эти два потока встречаются и поворачивают на юг. Я специально не говорю: "устремляются", "ниспадают" и т.п., потому что все это действо происходит очень плавно и медленно, и можно даже попробовать "угрести" вверх по Осуге, но почему-то кажется, что это не получится...
  Итак, и мы, и река повернули на юг. Лес резко кончился. Прямо по курсу - мост (согласно журналу пройден в 14.30 по Москве), на правом берегу ферма, а на высоченном левом, сразу за мостом раскинулся поселок Тверецкий.
  И пяти минут не успело пройти, как мы подходим к высокому левому берегу. Господин Второй Капитан объявлен приказом по экспедиции добровольцем на поиски воды. Местные жители тут же подсказали ему, что за водой надо подняться на самый верх и потом пройти по главной (и единственной) улице налево (!!:)!!). Буквально за полчаса Господин Второй Капитан раздобыл необходимую нам воду и мы попытались идти дальше. Поселок Тверецкий на поверку оказался совсем не маленькой деревней. Поселок вытянулся вдоль реки более чем на два километра. В центре поселка, на мысу, стоит трансформаторная станция, от которой через реку перекинута местная ЛЭП, точнее несколько линий. Некоторые из опор настолько стары, что проход под этой ЛЭП выглядит весьма рискованным мероприятием.
Стоянка у магазина в поселке Тверецкий Заправка пивом уже случилась!   После мыса левый берег постепенно понижается до уровня правого, но поселок не заканчивается - его постройки тянутся еще километра на полтора. Местные "рыболовы" любезно подсказывают нам, что на очередном повороте есть магазин. Магазин расположен за ангарного вида постройкой. Еще сорок пять минут мы тратим на поход в магазин. Господин герр Капитан обленился к этому времени настолько, что не только не пошел до магазина, но даже не соизволил вылезти из лодки. Время для него текло очень медленно.
Госпожа Главный Матрос. Отдых на воде.Лес куда-то пропал, и начались поля, луга, сосновые борочки.    После магазина обленились уже все. Течение несет нас то кормой, то бортом, и даже, несмотря на приличную ширину реки, мы то и дело рискуем врезаться в берег. Так продолжается довольно долго. Пейзаж по берегам сменился. Вместо еловых лесов пошли сосновые, вместо безлюдных мест - и здесь и там видны следы жизнедеятельности человека, хотя самих людей не так много.
  Где-то в районе села Осуйское (перед ним) река делает крутой поворот влево, а потом вправо. Здесь, на этом участке, при нормальном уровне воды, по всей видимости, имеет место перекат. Но поскольку мы шли сразу после дождей, и вода стояла много выше своего нормального уровня - нас здесь лишь чуть-чуть покачало (без всяких заливов, очень мягко).
  Как я уже говорил, по берегам много следов жизнедеятельности человека, но самих людей не очень-то видно. После села Осуйское господин герр Капитан отдал команду о поиске места для стоянки. Но толи команда вконец обленилась, толи стоянки разбежались и спрятались в лесах, но пара попыток остановиться на стоянку в выглядящих приличными с воды местах не увенчалась успехом. Река все несет и несет нас вниз.
  Таким образом, к пяти часам оказались мы в окрестностях сел Боровое-Телицыно. На карте в этом районе должен был быть остров, и команда с надеждой ждала его появления. Как же, как же - ночевать на острове!!!
  Но раньше, чем остров мы увидели, пожалуй, самое лучшее на маршруте место для стоянки, хотя и расположенное немного в стороне от воды. На медленно повышающемся левом берегу (река в этом месте образует мыс) стоит прекраснейший сосновый бор, со всех сторон просвечиваемый солнцем. И все было бы хорошо, если бы это место не оказалось уже занятым спортсменами-байдарузистами, которых мы видели утром второго дня. Стояли они здесь крепко, и сразу было видно, что собираются стоять еще долго.
  Сразу за мысом, с такой замечательной стоянкой, река разбивается на два рукава и образует остров. Не знаю, может быть по низкой воде на этом острове и впрямь можно встать, но по высокой воде - остров представляет, из себя, кусты и траву, торчащие прямо из воды. Мы идем правым, узким рукавом (река в этом месте несколько ускоряется), и с берега очередной местный рыболов кричит нам о превышении скорости. Но, мы уже далеко.
  В 17.35 проходим деревни Телицыно-Боровое.
  Где-то, между деревнями Телицыно-Боровое и Малой Киселенкой (которую мы так и не увидели) мы наблюдали следующую картину. Из-за очередного поворота появляется установленная на правом берегу деревянная вышка (ну натуральный "лагерь"), а посреди реки из воды торчит металлическая конструкция всем своим видом напоминающая рубку подводной лодки. :) По берегу тут и там снуют люди (как ни странно все в штатском :) - явно косят под "рыболовов"). Наши корабли гордо следуют мимо "рубки", стараясь держаться середины реки. И тут из очередных кустов на правом берегу появляется мальчик (явно :) засланный), и начинаются бесконечные вопросы "от куда вы, куда идете", и т.п. Мы честно отвечаем на чистейшем русском :). И вот, когда мы уже почти прошли эту "псевдобазу", Господин Старший матрос на всю реку вдруг спрашивает: "Герр Капитан, а где мы находимся?". Но мы были уже далеко...
  Последним пунктом, до которого, по мнению Герр Капитана, имело смысл искать стоянку, была назначена деревня Худяково. И вот, в 18.50 по Москве, сделав еще пару безуспешных попыток высадиться на берег, мы увидели на траверзе своих "кораблей" деревню Худяково. А стоянки все нет!
Господин Второй Капитан не в силах что-либо делать. Кризис третьего дня! Господин Старший Матрос, Господин Герр Капитан и ФэнШуй. Господин Второй Капитан и Господин Старший Матрос в 'радиорубке'   Попытка встать прямо напротив деревни тоже не увенчалась успехом - почти везде берег был слишком высоким, а в единственном месте, где все-таки можно было сойти на берег, уже стояли знакомые нам по второму дню "рыболовы-байдарочники". Был еще вариант встать рядом с местным кладбищем, но предрассудки (?!?) оказались сильнее, и как показало время - оно и к лучшему.
  Уже не надеясь найти незаселенное место мы продолжаем движение вперед - вниз по теченью. И не зря! Буквально через полчаса на левом берегу мы видем прекрасный сосновый борок, практически у самой воды (метров 30-50). На опушке этого бора мы и останавливаемся.
Вечер у костра. Вместо рожек - весла! Вечер у костра. Господин Герр Капитан опять командует :) Вечер у костра. Накомандовался!   Выпихнув вещи на берег, все участники экспедиции еще долго сидят на мешках не в силах, что-либо делать. Кризис третьего дня - когда уже ничего не хочется. Но проходит время, и голод заставляет нас собраться, поставить палатки (место под которые долго и тщательно выбирается лично Герр Капитаном), и приготовить такой долгожданный и вкусный рис с тушенкой.
  Отбой в этот день был позже обычного, а команда "NoName2" окончательно прикончила запасы огненной воды экспедиции. Остался только медицинский НЗ у господина Старшего Матроса.

День четвертый. Вторник 09-07-2004 (дневка).

  Урр-рра!!! Дневка!!!
  Вроде все должны радоваться, но... сколько косых взглядов в сторону господина Герр Капитана, не сумевшего заранее предугадать, что маршрут будет столь коротким. Эх! Еще бы грести и грести.
Банный день.   Несмотря на то, что команда "NoName2" бодрствовала часов с девяти. Официальный подъем, т.е. подъем господина Герр Капитана произошел только в одиннадцать. С утра почти ничего не ели - только бутерброды и чай-кофе.
Герр Капитан в нерешительности   После такого легкого завтрака решено было устроить банный день. В котелке нагрели воды и тихонечко, по очереди, загадили воду всякими Шолдерсами с Пантинами. Команда "NoName2" в полном составе даже рискнула искупаться. Здесь надо сказать, что вода в Тверце была очень холодной, толи в силу шедших всю прошлую неделю дождей, толи из-за родников, но купаться было холодно. Господин Герр Капитан простоял по пояс в воде минут двадцать и так и не решился окунуться.
  После "баньки" неплохо было бы позавтракать, но время было уже позднее и вместо большого завтрака решено было сразу приготовить обед. Всех затянуло это занятие. Из продуктовых мешков были вытащены все продукты, было четко рассчитано и отобрано то, что мы будем есть сегодня вечером, и что мы будем есть завтра утром. После этих процедур все оставшиеся продукты были пущены на "супчик".
  "Супчик", как и положено, оказался самым вкусным блюдом нашего похода. Такой жирной кастрюли я не видел уже очень давно. И заметьте - никакого "фэйри" или еще чего бы то ни было - поэтому, никто так и не взялся вымыть посуду.
  После такого обеда нельзя было не объесться. Всеобщее объедание опять вызвало такую же всеобщую спячку и ничегонеделание. Вчерашний кризис третьего дня грозил перерасти в кризис дня четвертого.
ВНИМАНИЕ!!! Все ищем на дереве Госпожу Главного Матроса!!!   Мирно и тихо прошла основная жара. Госпожа Главный Матрос собирала землянику и занималась древолазанием. Команда "NoName2" тихонько сидела под тверецкое пиво и остатки медицинского НЗ. Господин Герр Капитан, как неуемный разбирал и снова собирал пакетики и мешки, приговаривая что-то про безопасность.
Конец НЗ.   Где-то во второй половине дня решено было сделать сухопутные вылазки, сначала вниз, а затем вверх по теченью. Команда "NoName1", пройдя всего метров пятьсот, вниз по течению наткнулась на впадающий в реку ручей перейти, который, не измочив джинсы, было невозможно. В своем верхнем течении, в кустах, ручей намыл такое количество чернозема, что даже по берегу ручья ходить было невозможно.
  Пока экипаж занимался изучением ручья, взгляду открылось невиданное дело. На противоположном берегу ручья посреди намывного мыса (луг) стоял самый настоящий, только маленький Стоунхендж. Огромные валуны стоявшие, как казалось с нашего берега, в виде кольца.
''Стоунхендж''   Поскольку переправиться через ручей не получалось, было решено вернуться назад, взять пустые лодки, бросив все вещи, и вплавь посетить "местную достопримечательность". Экипаж "NoName2" поддержал начинание, и вот оба наших корабля гордо прошествовали вниз по реке и причалили к берегу в устье ручья. Ур-ра, ура - бежали мы к "Стоунхенджу", но увы... "стоунхендж" оказался банальным нагромождением глыб, хотя тоже очень фотогеничным. В бору за "стоунхенджем" обнаружились дачи и мы в очередной раз порадовались тому, как удачно мы остановились и как хорошо, что река сильно разлилась и залила дорогу идущую вдоль нашего берега.
  Как мы гребли назад - рассказывать даже не интересно. Махаешь, махаешь веслами, а берег сдвигается вперед лишь на десяток сантиметров. Минут тридцать назад гребли.
  Вернувшись на стоянку, экипаж "NoName2" заявил, что после такого махания веслами неплохо бы было выпить пива. И вот господин Второй Капитан вместе с Господином Старшим Матросом уже превратились в маленькие точки на горизонте - ушли вверх по теченью, в Худяково. Господин Герр Капитан занялся мытьем посуды оставшейся после "супчика", а госпожа Главный Матрос прилегла принимать солнечные ванны. Чуть позже и господин Герр Капитан прилег полежать на солнышке. Тепло. Хорошо. Домой не хочется.
  Так прошло часа три. А экипаж "NoName2" так и не вернулся. У господина Герр Капитана появилось легкое беспокойство, и чтобы отвлечься он занялся приготовлением ужина. И вот, когда уже начало темнеть, а ужин был почти готов на горизонте наконец показалась оранжевая футболка господина Второго Капитана. Естественно начались расспросы. Со слов команды "NoName2" удалось выяснить, что никакого магазина в деревне Худяково не оказалось и тогда, следуя указаниям сердобольной местной девахи, наши герои устремились, в расположенную чуть в стороне от реки (километра два - "мы туда за пятнадцать минут ходим"), деревню Толстиково. Тут надо сказать, что карты у наших героев не было, и они следовали исключительно указаниям местных жителей. В деревне Толстиково магазина тоже толи не оказалось, толи он оказался закрытым. И очередная сердобольная старушка отправила наших героев еще дальше - в деревню Большая Киселенка (еще около двух километров), через которую проходит шоссе Москва - Питер. Здесь, в кафе для дальнобойщиков наши "двое из леса" и нашли долгожданного "Афанасия". В общей сложности наши герои прошагали более 10 км - это был, наверное, один из самых длинных походов за пивом.
  После воссоединения всех участников экспедиции происходит довольно быстрый ужин и в командно-приказном порядке назначается отбой (ох уж эта демократия). Подъем завтра назначен на семь утра, самое позднее - на девять.

День пятый. Вторник 10-07-2004 (Торжок).

Конечно, господин Герр Капитан не смог встать в семь, даже в восемь не смог. Только к девяти часам вылез он из палатки. Но, о чудо!!! Команда "NoName2", которая так упорно будила господина Герр Капитана, этим утром впервые самостоятельно разожгла костер и приготовила завтрак. О, чудо! О, счастье!
  Быстро завтракаем, в спешном порядке собираем вещи. "NoName2" первой отходит от берега. Герр Капитан сегодня явно не в духе - бурчит, сопит, и кидается на людей. В 10.45 наконец и "NoName2" отошла от берега.
  Как же непривычно снова грести, и как здорово. За первым же поворотом начинается настоящая "населенка" - люди сидят по обоим берегам: ловят рыбу, моют машины, купаются. Где-то, в районе деревни Крюково (!!?!!) на берегу реки в зарослях высоченной травы стоит будка, на которой белой краской написано: "стоянка автотранспорта".
  В 11.05 видим устье реки протекающей через деревню Крюково. А еще через пятнадцать минут из-за поворота выплывает деревня Прутня (на левом берегу) и Прутенка (на правом). Здесь наше описание обещало чуть ли не порог, но... увы - толи описание врет, толи вода слишком высока, но нас лишь слегка покачало и даже не забрызгало. Команды разочарованы.
  За мостом в деревне Прутня, на высоком правом берегу стоит деревянный храм. Здесь - могила А.П. Керн, но об этом мы узнали только спустя месяц после возвращения, а жаль...
Госпожа Главный Матрос на фоне очень красивой, но невидимой на фото церкви в Торжке!   После Прутни река разливается и течение ослабевает. Приходится работать веслами. Но, на самом деле, грести недалеко - за первым же поворотом направо открывается Торжок. Конечно, можно было дойти до второго моста, как советовало наше описание, но мы решили остановиться у первого. В 12.10 нога последнего участника экспедиции ступила на Торжокскую землю.
По суху аки по морю!   Затем последовали быстрые и мучительные сборы на страшном солнцепеке. Господин Второй Капитан, напугав местных девушек обращением "милые леди", тем не менее узнал у них код города Торжка, и что находимся мы в районе Марсовского Моста, а сердобольный прохожий подсказал нам номер местного такси.
  Собравшись и поднявшись на мост, господин Второй Капитан вызвал такси, которое приехало спустя всего пять минут. Ехали мы до вокзала весьма весело. С не закрывающимся багажником и очень, очень медленно. Таксист за все мучения попросил всего пятьдесят рублей, мы дали немного больше.
   Электричка Торжок-Тверь. Остатки пива и колбасы.   Наша электричка Торжок-Тверь отправлением 16.30 приехала всего через двадцать минут, мы весело погрузились - сначала в электричку, потом в еду, потом в сон.
  Уехать из Твери проблем не составило и к восьми часам вечера мы уже были в Клину.


Часть IV. Что-то не так.

  Во-первых, поход конечно чистая нулевка. Никаких порогов, перекатов и т.п. Можно совершенно спокойно брать детей практически любого возраста.
  Во-вторых, на маршруте встречается много деревень и сел, в том числе и крупных, поэтому тащить с собой такой запас продуктов, какой был у нас, смысла, конечно, не имело - все можно было купить на месте. Брать с собой продуктов нужно буквально на два дня - до Выдропужска.
  В-третьих, этот маршрут легко проходится за четыре дня, а возможно даже и за три, но только полностью ходовых. Так что, если у кого-то недостаток времени, то вполне можно успеть. Не знаю, как это люди в одном из наших описаний умудрились на прохождение этого маршрута потратить целых двадцать часов чистого ходового времени!!! :)
  И в-четвертых, все выше перечисленное может оказаться неправдой, т.к. нам ОЧЕНЬ повезло с погодой. Перед нашим походом целых две недели лили дожди и закончились они через час после того, как мы подошли к реке в Осеченке. Уровень воды в реке был очень высоким - я так думаю метра на полтора выше нормы. Кроме того, на протяжении всех пяти дней нам светило солнце и вообще стояла очень хорошая погода, поэтому мы гребли и гребли, не слишком напрягаясь. И вот еще что. Уровень воды в реке очень переменчив - за те двое суток, что мы провели на стоянке перед Торжком, вода в реке упала сантиметров на пятьдесят.

Hosted by uCoz